Социальную ответственность как своеобразная « пирамида » А. Кэролла.

Чрезвычайно интересным в контексте объединения существующих теорий является подход , высказанный А. Кэроллом , который предложил рассматривать корпоративную социальную ответственность как своеобразную « пирамиду » , которая состоит из экономической , правовой , этической и дискреционной ( филантропической ) ответственности организации перед обществом.

В основе « пирамиды » А. Кэролла лежит экономическая ответственность , поскольку исторически компании создавались как производители товаров и услуг , что позволяло обеспечивать потребности членов общества , и , соответственно, получать прибыль.

Правовая ответственность предусматривает необходимость соблюдать существующие законы , подчиняя свою экономическую деятельность существующим законодательным нормам . Этическая ответственность требует от предприятия действовать в соответствии с общественными ожиданиями , которые не фиксируются правовыми нормами ( иногда превышают их ) , но базируются на существующих нормах морали заинтересованных сторон . Дискреционная ( филантропическая ) ответственность предполагает , что организация будет добровольно отвечать на ожидания общества и направлять свою деятельность на поддержку и развитие социальных программ , выступая при этом в роли « корпоративного гражданина ». В то же время , стоит отметить , что на современном этапе развития общества соблюдения экономической , правовой и этической ответственности является неотъемлемым условием обеспечения жизнеспособности предприятий любой отрасли , вместо дискреционная ответственность действительно может быть свидетельством ответственного отношения руководителей и владельцев предприятий с потребностями среды , в котором они функционируют.

Как видно из рассмотренного выше со времени своего зарождения концепция КСО претерпела значительные изменения , трансформировавшись от полного отрицания идеи социальной ответственности предприятия (М. Фридман ) , к признанию ответственности предприятия за развитие общества наравне с государством (концепция » корпоративного гражданства » ) . Конечно , указанные подходы отражают диаметрально противоположное видение корпоративной социальной ответственности предприятия , однако они дают возможность оценить насколько изменились мнения и подходы ученых к вопросу налаживания связей предприятия с обществом , в котором оно функционирует . В то же время подход , А.Керолла к пониманию корпоративной социальной ответственности предприятия , как многоуровневой структуры позволил решить определенные противоречия в подходах к данному вопросу . Пирамида корпоративной социальной ответственности А. Кэролла объединяет и отражает существующие подходы к пониманию корпоративной социальной ответственности , показывая как их историческую эволюцию , так и изменения в понимании неоднородности общественных потребностей ( от признания общего общественных потребностей , к их персонификации в зависимости от существующих общественных групп ) .