Социальная ответственность предприятий.

Общественно — политические тенденции , давление со стороны влиятельных групп и настроения малоимущих слоев населения относительно качества услуг , экологичности товаров , загрязнения территорий все больше , заставляют корпорации и компании взвешенно подойти к формированию социальной ответственности бизнеса. Такие ученые , как Р. Оуэн , Г. Гант , А. Тид еще в начале XX в. в своих трудах впервые акцентировали внимание на том , что общественность может стать в оппозицию развитию предпринимательства , если его представители не примут на себя ответственность за решение хотя бы части социальных проблем общества .

Первые научные подходы к пониманию сущности категории » социальная ответственность предприятий » появились в 1950- х годах XX века. Ведущая роль в трактовке этого понятия принадлежала американским ученым . Термин » корпоративная социальная ответственность» ( КСО) , введен А.Кероллом , широко распространения и является наиболее употребляемым , поскольку адекватно характеризует взаимоотношения бизнеса и общества. В Украине понятие социальной ответственности в деятельности предприятий возникло в конце XIX века. В дореволюционный период эта деятельность реализовалась в форме филантропических и благотворительных проектов : содержание благотворительных заведений , детских приютов , попечительства неизлечимо и психически больных и т.п. . Украинские индустриальные магнаты конца XIX века : Николай Терещенко , Лев Бродский , Михаил Дегтерев , Богдан Ханенко и другие внесли значительный вклад в развитие церквей , музеев , учебных заведений , больниц . Трактовка социальной ответственности сформулированными различными организациями позволяет сделать вывод о том , что с точки зрения системного подхода существуют устоявшиеся определения отдельно по корпоративной социальной ответственности и социальной ответственности бизнеса (СОБ ) .

Таким образом , с учетом различных трактовок , социальную ответственность предприятия в корпоративной стратегии развития можно рассматривать как способ эффективного управления социальными и бизнес — процессами с целью обеспечения положительного влияния компании на общество .