Теневая экономика в Украине.

Теневая экономика в УкраинеТеневая экономика в Украине-результат системного кризиса экономики в целом, возникшей из-за несоответствия методов осуществления рыночных преобразований в стране. Распространение теневой экономики в Украине произошло на базе разрушения действующих распределительных отношений и построения новых, существенно нарушили установленный баланс интересов субъектов экономики, мотивацию эффективного хозяйствования.

По данным Министерства экономики, уровень теневого сектора Украины по итогам 2012 года составляет 36% от официального ВВП. По предварительным оценкам, государственный бюджет Украины, в результате увеличения теневого сектора, в 2013 году может недополучить более 100 млрд. грн.

Правильность этого утверждения невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить, поскольку репрезентативная общегосударственная статистика теневых операций в принципе не существует. Однако обобщение мнений экспертов и сообщений в СМИ по этому поводу позволяет высказать некоторые замечания.

Прежде всего указанные выше прямые нарушения законов в предпринимательской практике могут сочетаться, переплетаться с осуществлением операций, не запрещенных законом. Из-за несовершенства отечественного законодательства далеко не всегда можно четко установить границу между правонарушениями и соблюдением закона. Яркой иллюстрацией в этом плане может служить спор о законности покупки акций ЗАО «Оболонь», ИК «Кармет Инвест» в интересах ЗАО «Сармат», который хоть и тянется уже несколько лет, но не разрешен в судебном порядке еще и сегодня. Этот случай является ярким примером отсутствия в украинском законодательстве специального закона, который бы регулировал деятельность акционерных обществ, необходимость принятия которого отмечают специалисты. Кстати, в России такой закон был принят еще в конце 2005 г.

Во-вторых, несовершенство отечественного законодательства нередко поддерживается искусственно за «теневую» лоббистскую деятельность групп влияния.

Всего в этом заинтересован супербольшой бизнес (по определению заведующего отдела социологической экспертизы Института социологии Ю.Саенка), тесно связан с властными структурами и влияет на механизм принятия решений не только на региональном, но и на государственном уровне. Поэтому вполне закономерно, как утверждает Ю. Саенко, что национальный теневой бизнес работает на принципах социальной заговора, есть договоренности заключаются в обход закона. Естественным следствием такой ситуации является распространение коррупции в органах государственной и местной власти и управления.